30 января в Доме Республики Глава Башкортостана Радий Хабиров провёл очередное тематическое совещание в формате «Час образования». Участники обсудили реализацию образовательного проекта «Взлетай!», подготовку ко Второму форуму школьного образования и летней оздоровительной кампании, а также вопросы целевого обучения в республиканских вузах.
«Обрчас» открыла начальник Управления Главы республики по социальным коммуникациям Елена Прочаковская. Она отметила, что тема образования занимает шестое место в структуре всех обращений, зафиксированных системой «Инцидент менеджмент». Ключевые вопросы, волнующие жителей в последнее время, – строительство и ремонт школ и детских садов, школьное питание, зарплата педагогов.
Ряд обращений, в частности, связан с содержанием дошкольных и общеобразовательных учреждений в Кумертау, Туймазах, Сибае, Уфе. Глава региона поручил муниципалитетам взять вопросы на контроль и привести эти объекты в порядок, чтобы детям было комфортно заниматься и чтобы они не мёрзли в помещениях. Также Радий Хабиров подчеркнул, что необходимо проанализировать состояние школьных туалетов. На улице их больше нет, но важно, чтобы во всех школах они соответствовали современным стандартам.
Заместитель Премьер-министра Правительства РБ Фанур Ягафаров доложил о лицензировании 22 детских садов, построенных в Башкортостане в прошлом году по нацпроекту «Демография». 15 из них уже получили лицензии на дошкольное образование. По семи оставшимся работа продолжается. В большинстве случаев это связано с завершением поставок и монтажом необходимого оборудования. До 15 февраля все новые детсады должны получить лицензии и будут готовы принять юных жителей республики.
Министр образования и науки РБ Айбулат Хажин рассказал о реализации школьного проекта «Взлетай». Его основная цель – повысить уровень готовности старшеклассников к самореализации и становлению во взрослой жизни. В проект входят два кейса: «Кейс 10» для учащихся 10 классов, включающий в себя четыре модуля («Дружи со спортом!», «Научись играть в шахматы!», «Говори свободно!» и «Интерактивный башкирский»), и «Кейс 11+» для одиннадцатиклассников, где спортивные блоки сменяются модулями «Танцуй!» и «Садись за руль!». С 1 сентября прошлого года 71 школа республики приступила к занятиям в рамках проекта. В нём участвуют 1 814 десятиклассников, для их обучения привлекли около 300 преподавателей.
Айбулат Хажин отметил, что в этом учебном году проект реализуется в пилотном варианте как минимум в одной школе на муниципалитет. Министр предложил с 1 сентября 2020 года увеличить их количество до двух образовательных учреждений на район или город, а также дополнить программу модулями «Говори публично!» и «Деловой этикет».
Радий Хабиров поручил изучить и в дальнейшем тиражировать опыт Кушнаренковского района, где учащихся начальных классов учат плавать. На первом этапе тренеры выявляют тех, кто не умеет держаться на воде, а затем проводят с ними занятия в местном бассейне. Благодаря этой инициативе уже 104 ребёнка получили навыки плавания.
Проект «Взлетай!» предусматривает и реализацию модуля «Здоровая улыбка», в рамках которого в 61 школе открылись стоматологические кабинеты. А их общее число в республике достигло 204. Для каждого из них разработали график сетевого обслуживания учащихся муниципалитета.
Главный врач уфимской детской стоматологической поликлиники № 3 отметила, что Башкортостан является лидером в России по школьной стоматологии.
– По сути, эти медкабинеты становятся центром стоматологического лечения детей в районе, – подчеркнул Радий Хабиров. – Давайте запустим эту систему, посмотрим, как она работает, проанализируем результаты. В дальнейшем я готов пойти на то, чтобы в каждом муниципалитете появилось ещё по одному такому кабинету.
Руководитель региона также поручил закупить мобильный модуль для детской стоматологической службы, чтобы охватить и отдалённые населённые пункты.
На «Обрчасе» обсудили подготовку ко Второму форуму школьного образования «Взлетай!», который пройдёт в Уфе 28 февраля. Планируется, что в нём примут участие порядка 750 человек – директора школ и колледжей, представители муниципалитетов, общественных организаций, родительского сообщества. В рамках форума организуют семь площадок, на которых будут обсуждаться различные аспекты сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, создания психологически комфортной среды для обучения и воспитания.
О ходе подготовки к летней оздоровительной кампании доложил министр образования и науки РБ Айбулат Хажин. По итогам прошлого года всеми формами отдыха удалось охватить около 400 тысяч школьников. По качеству организации этой работы Башкортостан вошёл в тройку российских регионов-лидеров. В этом году консолидированный бюджет на организацию детского отдыха составит 2,2 млрд рублей, что на 350 млн рублей больше, чем годом ранее.
Министр также представил предложения по созданию детских круглогодичных профильных лагерей на базе действующих учреждений. Так, на базе лагеря «Орлёнок» в Илишевском районе будет реализована комплексная образовательно-воспитательная программа «Лагерь нашего времени». В физкультурно-оздоровительном центре «Аванте» при Башгоспедуниверситете при поддержке Центра развития талантов «Аврора» пройдёт республиканская космическая смена. На базе лагере «Огонёк» Уфимского района в рамках федерального проекта «Творческие люди» организуют всероссийский военно-исторический лагерь «Страна героев». Кроме того, профильные смены в этом году появятся во всех пришкольных лагерях региона.
Радий Хабиров поручил разработать дорожную карту по развитию девяти базовых круглогодичных профильных лагерей. По его словам, важно не только создать комфортные условия проживания, но и наполнить эти площадки интересным содержанием. При этом один из лагерей должен стать республиканским аналогом федеральной «Территории смыслов».
Ещё одной темой обсуждения на «Обрчасе» стала подготовка педагогических кадров для учреждений образования региона. В течение ближайших пяти лет потребность в них составит 3 794 человека, из них около 1 000 – учителя начальных классов. Решению этой задачи, по словам министра образования и науки РБ, должны способствовать заключение договоров о целевом обучении со студентами, которые учатся на педагогических специальностях, а также реализация республиканской программы «Сельский учитель» и федерального проекта «Земский учитель».