-1 °С
Болытлы
Барлык яңалыклар
ҖӘМГЫЯТЬ
8 март 2021, 16:20

«Поздравляйте женщин с 8 Марта, желая им быть свободными»: феминистки Башкирии

Почему женщинам нужно бороться за свои права, какие есть успехи на этом поприще, какие главные задачи стоят перед фем-движением — об этом и многом другом журналисты ИА "Башинформ" поговорили с активистками фем-движения Башкортостана режиссером Тансулпан Буракаевой и арт-критиком Кристиной Абрамичевой

Почему женщинам нужно бороться за свои права, какие есть успехи на этом поприще, какие главные задачи стоят перед фем-движением — об этом и многом другом журналисты ИА "Башинформ" поговорили с активистками фем-движения Башкортостана режиссером Тансулпан Буракаевой и арт-критиком Кристиной Абрамичевой
— Какие основные проблемы фемповестки сейчас актуальны на ваш взгляд? Отличаются ли настроения от региона к региону?
Танслупан Буракаева: Огромная проблема в нашей стране — проблема домашнего насилия. Каждый день мы читаем в новостях, как очередной изверг убил женщину, а правоохранительные органы опять бездействовали вместо того, чтобы помочь. Это происходит в том числе и потому, что нет механизма помощи женщинам, нет закона против домашнего насилия. Другие повестки до сих пор актуальны: например, стеклянный потолок, трудовая дискриминация женщин, бытовой сексизм, неравное распределение домашнего труда и прочее. Я бы не сказала, что регионы сильно отличаются от столиц — сексисты примерно везде одинаковы.
В столицах больше феминистского сообщества, больше единомышленниц, и в Уфе — тоже, если сравнивать с районами. Поэтому в больших городах проще и легче. Например, у нас проводится Фембайрам, другие феминистские мероприятия, где можно пообщаться, подружиться.
Кристина Абрамичева: Да, в криминальных сводках постоянно читаем о случаях домашнего насилия по всей Башкирии. По данным правозащитных организаций, произошел скачок случаев насилия, так как люди были вынуждены значительное время проводить дома в замкнутом пространстве. Особенно если учитывать, в каких условиях вынуждены проживать большинство наших сограждан.
Еще одна острая проблема — высокий процент ранних подростковых беременностей. Это связано с отсутствием полового воспитания, должного сексуального просвещения, что особенно актуально — обучения подростков в период повышенной гормональной активности. Вместо того, чтобы глушить подростков моралью и запретами, имеет смысл рассказывать о контрацепции — это будет снижать количество ранних беременностей и заболеваний, передающихся половым путем: ВИЧ, к сожалению, по-прежнему демонстрирует высокие показатели.
— Сколько лет активистки действуют в Башкирии и какие есть успехи? Нужно ли это просвещение женщинам Башкирии?
Т.Б.: Феминистское движение в Башкортостане активно развивается несколько лет. Если с 2016 года мы на 8 Марта устраивали публичные лекции, то с 2019 года мы решили расширить формат и устраивать фестиваль, на котором было бы место не только обсуждению важных проблем, но и радости, юмору и прочему.
С каждым годом на наши мероприятия приходит больше людей, и если несколько лет назад слово «феминизм», произнесенное где-то при общении, вызывало недоумение и усмешку, то теперь растет целое поколение девушек, которые гордо называют себя феминистками. И в этом есть немалая заслуга мероприятий, которые мы проводим. Просвещение нужно несомненно. До сих пор существует предубеждение против феминизма, непонимание этого термина. Мы должны действовать до тех пор, пока необходимость феминизма не встроится в бытовое сознание, как, например, понимание нужности антирасизма, антифашизма. И это еще не будет означать, что проблемы решены, а всего лишь то, что общество признает существование проблемы, а не отрицает, как сейчас. (Впрочем, в России отрицают и существование расизма).
К.А.: Мы работаем на уровне межличностных отношений, чтобы женщины могли обратиться в кризисный центр, чувствуя абьюз или насилие со стороны партнера. Стараемся повысить самосознание женщин и уважение к себе. Ведь сложнее всего убедить женщину, что у нее есть права. Они чаще всего сопротивляются феминизму, опасаясь потерять пусть крошечные, но привилегии в семье и обществе, боятся осуждения, поскольку слово феминизм у большинства вызывает агрессию, ведь когда женщина начинает ощущать себя полноправным членом общества, это не выгодно патриархальному обществу.
Мы работаем и с окружающими, которые должны почувствовать, что с их подругой, соседкой, сестрой, тетей происходит что-то не то. Как помочь, если подруга приходит на встречу с синяками и царапинами, но она не может рассказать о том, что над ней издеваются в семье. С такими вещами мы работаем — незримыми и сложными.
Дальше инициативу подхватывают кризисные центры для женщин. Они у нас есть, в том числе и государственные. И для женщин-мусульманок, и для женщин с детьми — где они могут укрыться на время и получить всю необходимую помощь.
Специфика нашего региона в постоянно возобновляющихся разговорах о многоженстве — якобы это в исламских и башкирских традициях. Распространены и случаи заключения брака посредством никаха (мусульманского бракосочетания), минуя светскую процедуру, в таких случаях женщина остается в ущемленных правах. Если мужчина может заключить такой брак с несколькими женщинами — это может считаться нормальным. А женщины, которые соглашаются на такое, не осознают, насколько в уязвимом положении они находятся: экономически не имеют права на имущество, на ребенка. В этом плане тоже надо вести просветительскую работу, чтобы женщины не оставались у "разбитого корыта" и не были экономически зависимыми от мужчины. Это, кстати, тоже приводит к домашнему насилию, когда женщина бесправна, а супруг или партнер чувствует свою власть и может делать все, что угодно.
- Как, по-вашему: не множит ли борьба за равноправие раздражение в обществе?
Т.Б: Раздражение — это очень правильная реакция на борьбу. Если бы все соглашались, что феминизм это хорошо — нужна ли была бы эта борьба? Нет, это означало бы, что никаких проблем уже не существует и больше не за что бороться. А это не так. Никто не будет отказываться от своих привилегий просто так. Поэтому будет неприятие, будет раздражение: и это означает, что мы на правильном пути.
К.А.: Конечно, это раздражает сексистов, шовинистов и мужчин, которые бы хотели безнаказанно домогаться, насиловать и т.д. Все новое, любые перемены консервативным большинством воспринимаются с агрессией.
За пять последних лет, когда феминистки группы "Башфем" разных направлений работают в регионе, ведут дискуссии в соцсетях, уделяют этому время — среда изменилась. Если раньше кроме истерических криков «Агрессивные тупые фемки» не было почти ничего, сейчас таких высказываний минимум.
Надо понимать, что феминизм улучшает жизнь не только женщин, но и мужчин! Право на декретный отпуск, например: им могут воспользоваться оба родителя и поделить домашние обязанности. Если женщина зарабатывает больше, имеет смысл взять на себя заботу о новорожденном малыше отцу.
Надо сказать, что гендерные стереотипы также давят на мужчин: быть сильным, несгибаемым, не плакать, не сомневаться в себе... У многих мужчин не соответствует характер тем требованиям, которые накладывает на них общество. Не всем дано служить, быть защитниками Отечества и выбирать сугубо мужские профессии. Кто-то хочет заниматься совершенно другим — в обществе это не приветствуется.
- Какой должна быть женщина в современном обществе?
К.А.: Идеальное положение — иметь выбор без хора голосов, которые "лучше знают", чем должна заниматься женщина. Это двойное давление: какой бы выбор женщина не сделала, все равно ее будут осуждать.
Он ставит нас в тупик, когда кроме преодоления естественных обстоятельств, приходится преодолевать давление общества. Женщина решила родить много детей — ее начинают называть "безумной рожалкой", "овуляшкой", "яжматерью", упрекают в том, что она не думает, чем будет кормить и как содержать своих детей. И та, которая приняла решение не рожать, а заниматься чем-то другим, точно также подвергается осуждению.
Надо, чтобы выровнялся гендерный дисбаланс в федеральной и региональной политике. Женщине сложнее выдвинутся на пост главы, например. Руководительница района, которая сейчас есть — это скорее исключение, чем правило. Потому что так не принято в национальной мусульманской традиции, которая ставит во главу угла мужчину, который облечен высшей властью. Женщины сейчас — это рабочие муравьи, которые готовят почву, занимаются скучной рутинной деятельностью. А на главный пост по-прежнему ставят мужчин.
Бывает, что женщины говорят — «мы никогда не сталкивались с нарушением своих прав и вообще не понимаем, за что вы боретесь». На самом деле они, конечно, сталкиваются с этим еще в детстве, просто не замечают, считая, что так сложилось исторически, «такая традиция». И не понимают, что это можно и нужно менять.
Когда-то считалось, что женщина не имеет права голосовать, получать высшее образование. Но ведь она изменилась благодаря суфражисткам. Сейчас, благодаря нашей просветительской работе, женщины начинают прозревать.
- Феминисток часто упрекают в том, что они добиваются равных прав с мужчинами только в тех областях, в которых это выгодно. Так ли это?
Т.Б.: Нет, не так. Феминистки борются за свои права там, где эти права ущемлены. А если мужчины считают, что ущемлены их права — пусть объединяются и тоже борются за них. Например, есть мужчины, которые добиваются отмены призыва и хотят, чтобы была профессиональная армия.
- Как правильно, по-вашему, праздновать 8 Марта?
Т.Б.: — Нет правильного способа праздновать 8 Марта, скорее, есть множество способов праздновать его неправильно. Неверно низводить женщину до “украшения” коллектива либо жизни мужчины, этим грешат даже наши первые лица. Не стоит желать женщине “оставаться красивой”, “быть слабой”. Потому что красота — это не главная ценность женщины, а слабость только на руку домашним насильникам. Тем более, что наших женщин, которые и в огонь, и в воду — слабыми нельзя назвать никак.
Важно понимать, что все права, которые мы когда-то получили, не были нам даны кем-то, и тем более не мужчинами. Женщины боролись за эти права столетиями и буквально выгрызали их — они достались нам их потом, кровью, даже жизнями. И те права, которые отвоевываются сейчас — например, возможность управлять электропоездами и быть капитанами морских судов — теперь есть у женщин благодаря тому, что мы и наши современницы говорили об этом много лет. Этот праздник — дань уважения всем этим женщинам.
К.А. — Цветы можно дарить хоть когда — мы совершенно не против! Главное, какая при этом формулировка.
8 Марта — это день борьбы за права женщин. Поэтому мы все свои усилия направляем на то, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам современных женщин. Думаю, правильно будет желать женщинам быть свободными.
Розалия Валеева.
https://www.bashinform.ru/news/1565910-pozdravlyayte-zhenshchin-s-8-marta-zhelaya-im-byt-svobodnymi-feministki-bashkirii-/
Читайте нас: